Государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам на ряд моделей автомобилей отечественного производства и иностранных, но российской сборки, о которой столько говорили и которую так ждали россияне, наконец-то стартовала. Банки, получившие от правительства "добро" на выдачу подобных кредитов на территории страны, уже приступили к столь приятной и непыльной работе одобрения первых заявок от желающих получить автомобиль в кредит, часть процентов по которому банкам выплатит государство. Подсчитано, что при покупке машины в соответствии с предложенной государством схемой экономия по сравнению с обычным кредитом может составить от 6 до 13% годовых, что не может не вдохновлять не избалованный деньгами российский средний класс.
В ряде региональных отделений Сбербанка РФ и ВТБ-24, как раз и занятых в осуществлении этой программ, прошли круглые столы и пресс-конференции для СМИ, посвященные началу работы программы. Из неофициальной информации, полученной от разных источников, можно сделать вывод, что ситуация с приемом заявок пока лучше обстоит в Сбербанке, который получил их примерно в 5-6 раз больше, чем ВТБ-24. И там, и там граждане весьма активно интересуются различными особенностями и нюансами получения кредитов, и большая часть из них недвусмысленно выражает жгучее желание приобрести автомобиль.
Интересно, что, согласно полученным данным, особых предпочтений в плане выбора модельного ряда у потенциальных кредитуемых нет, но то, что наибольшим спросом пользуется продукция ВАЗа, уже очевидно. Чтобы будущая машина не превратилась в финансовую обузу и, не дай Бог, не случился бы, образно говоря, аборт, и не пришлось избавляться от слишком дорогого "ребенка", люди заранее стараются не только подсчитать точную стоимость обслуживания авто в будущем, но и подстраховаться. А известно, что запчасти на машины ВАЗа не только доступнее, чем на другие автомобили, но и дешевле.
Как известно, государство готово компенсировать по выданному автолюбителям кредиту две трети ставки рефинансирования ЦБ. На сегодняшний день она составляет 13%. Таким образом, 2/3 ее ставки равняются 8,67%. Так как средняя ставка по автокредитам в банках-участниках государственной программы находится на уровне 15-20%, нетрудно сообразить, что цифру 8,67% следует вычесть именно из этих банковских процентов. При этом экономия автовладельца при покупке машины по данной программе по сравнению с обычным автокредитом составит от 40 до 50 тыс. рублей. Каждый месяц счастливчик, чтобы мечта о получении льготного автомобиля осуществилась и "прерывания беременности" не произошло, должен будет раскошелиться ежемесячно на 5-7 тыс. рублей. К 31 декабря 2011 года, когда действие сегодняшнего бюджетного кодекса страны закончится, все кредиты должны быть полностью выплачены.
Несомненно, что новшество в автокредитовании поспособствует выживанию отечественных автомобилей. Но скепсис вызывает то, что некоторым из моделей авто вряд ли удастся удержаться в пределах 350 тыс. рублей, которые государство посчитало предельной суммой, в рамках которой будет осуществляться программа помощи. Практика показывает, что с рядом автомобилей, например, такими, как Kia Spectra или Chevrolet Niva, могут возникнуть проблемы, так как они не укладываются в данную сумму уже сейчас.