Европейский опыт взимания платы за проезд было решено перенять и в России. Средства, поступившие в бюджет, пойдут на реконструкцию существующих дорог, в том числе и бесплатных, а также на строительство новых трасс.
Платные дороги - явление отнюдь не редкое в Европе: водители машин, перевозящих продукты питания, промышленное оборудование, продукцию Seiko, мебель и т.д., чтобы проехать по такой автостраде, платят некоторую сумму, которая составляет 1,5-6 долларов за один километр. В ближайшем будущем планируется внедрить практику взимания платы за проезд и на некоторых трассах России.
Еще в 2008 году, обсуждая вопрос пополнения бюджета для строительства и реконструкции дорог, чиновники предложили сделать платным проезд по федеральным трассам, правда, тогда планировалось взимать плату лишь с грузовых машин, вес которых превышает 12 тонн.
По предложенной тогда схеме водители грузовиков должны были приобретать свого рода абонемент, продолжительность действия которого составляла бы от одного месяца до года. Однако такая схема признана не слишком эффективной, и было принято решение обратиться к европейскому опыту, согласно которому оплата зависит от количества пройденных автомобилем километров.
В результате была создана госкомпания "Росавтодор", получившая статус некоммерческой организации. Основная задача компании - развитие находящихся в ее ведомстве трасс, а это около 19 тысяч километров дорог федерального значения. Чтобы найти соответствующие средства, понадобится привлечь частных инвесторов и передать им управление дорогами. Естественно, интерес в первую очередь представляют наиболее оживленные трассы, по которым ежедневно проезжает множество частных автомобилей, автобусов с людьми, грузовых машин, перевозящих товары самого разного предназначения: бытовую технику, одежду, сумки мужские, строительные материалы и т.д.
Данный проект представили президенту Дмитрию Медведеву, который нашел такое нововведение удачным решением, позволяющим изыскать средства как для реконструкции бесплатных дорог, так и для строительства новых.
Впрочем, проект на сегодняшний день полностью так и не введен в действие. Пока платным проезд стал исключительно для автомобилей, если их вес составляет 38 тонн и выше. Поступающих в бюджет средств не хватает на развитие существующих дорог, поэтому в Министерстве транспорта сейчас рассматривается вопрос о расширении списка автомобилей, проезд для которых будет платным. Предложенный правительством план приведения в порядок федеральных трасс рассчитан на 6 лет, и затраты по нему составляют около 9 триллионов рублей. До 2025 года на восстановление остальных дорог предполагается потратить порядка 50 триллионов рублей. Решение данного вопроса позволит собрать необходимые средства.
Рассматривается и вопрос, какие именно дороги должны стать платными. Уже утверждено, что в 2010 году будет взиматься плата за проезд по трассе, ведущей из Украины в Москву через Брянск. В список платных дорог попали автострады М3, М10 "Москва-Петербург", "Дон", ЦКАД, М5 "Урал"; за проезд по трассам М8 "Холмогоры", М9 "Балтия", М6 "Каспий" также, скорее всего, придется платить.
Для легковых автомобилей стоимость проезда будет составлять ориентировочно 1 рубль за километр, для грузовых машин - около 5 рублей. Так, украинцам, направляющимся в столицу России, надо быть готовым заплатить за проезд от 130 до 650 гривен. Стоит уточнить, что платными будут только те трассы, у которых есть альтернативные маршруты.
Выкладыать деньги за проезд по хорошим дорогам с качественным покрытием готовы многие водители, их волнует только один момент: действительно ли все собранные средства пойдут по целевому назначению и в стране появятся новые дороги, а прежние будут полностью отремонтированы?