С марта 2010 г. в России заработала государственная программа утилизации автомобилей с частичной компенсацией ее стоимости владельцу. Однако очереди в дилерские центры по приему авто пока не появились. Что же мешает реализации столь привлекательного для граждан и экологической ситуации проекта?
Согласно утвержденных правил, любой гражданин, имеющий произведенный на территории РФ до 2000 года автомобиль, может сдать его в специальный пункт и получить сертификат-скидку на приобретение нового, выпускаемого опять-же в России, авто на 50 тыс.руб. Однако доставка старой машины, которая может быть не на ходу – это не продажа велосипедов последней модели. Услуги эвакуатора сегодня стоят в среднем от 1500 и до 3 тысяч рублей, которые следует выложить автовладельцу из своего кармана. Из своих средств нужно оплатить и утилизацию, которая оценивается от 3 до 7 тысяч рублей, в зависимости от утилизационного центра. Предлагаемая сумма скидки на новое авто, в результате, существенно уменьшается.
Другим сдерживающим фактором является ограниченное количество утилизационных центров, в которые авто доставляют уже дилеры, после приема у автовладельцев. Даже молодая мама, которую больше всего беспокоят поступающие на подгузники для новорожденных отзывы подруг, понимает, что доставка старой машины в соседний регион требует определенных затрат. Государство в этом случае компенсирует не более 5 тысяч рублей на одно авто, в качестве логистических расходов. Такая ситуация далеко не всегда оказывается выгодной дилерским центрам.
Не слишком удобна пока ситуация с передачей прав на машину, доставляемую дилером для утилизации. Согласно порядку, автовладельцу следует снять ее с учета в ГИБДД по месту регистрации, и оформить генеральную доверенность на дилера, которая обходится как стоимость наушников или недорого МР3-плеера, а именно от 500 до 1000 рублей. И это - если не учитывать затраченного времени. Минпромторг работает над тем, что бы авто принимались по обычной доверенности. Возможно, в ближайшее время эта проблема будет решена.
Другим подводным камнем, мешающим работе полезного проекта, оказалась недоступность автоматизированной программы по учету утилизируемых авто для региональных дилеров. Притом, что сама программа работает онлайн, многие дилеры не смогли своевременно получить от Минпромторга … пароли и логины для входа в систему. А без оформления сделки в программе ее проведение невозможно.
Большое значение имеет вопрос контроля над утилизацией принимаемых авто, который пока тоже не решен. Уж слишком заманчив вариант перепродажи принятых от автовладельцев машин в страны СНГ нечистыми на руку дельцами. Эти и другие факторы пока мешают в полной мере использовать возможности предлагаемой государством программы всем желающим россиянам.